История American Express

История American ExpressСамыми крупными транспортными компаниями на Восточном побережье США были Livingston Fargo & Co., Wells & Co. и Butterfield and Wasson. 18 марта 1850г. компании объединились, и возникла American Express Company c уставным капиталом 150 тыс. долл. В те времена транспортные компании перевозили не только товары и почту но и деньги и золото. К 1881г. капитал American Express увеличился до 18 млн долл. Ее сеть состояла из 2700 отделений, где работало примерно 5000 человек, в том числе 600 курьеров. В 1873г. появилось название, которое сохранилось и по сей день - American Express Company.

Предшественники платежных карт под названием Frank Cards ("карты доверия") появились в Соединенных Штатах не позже 1892 г. в котором транспортная и курьерская компания American Express начала выдавать их некоторым клиентам. Эти карты были напечатаны на плотной бумаге и служили для подтверждения права на бесплатные услуги или скидку.

После предъявления такой карты отправитель подписывал заявку на доставку i товара, на которой был указан номер карты, а в конце месяца компания отправляла к лиенту счет-фактуру за все доставленные отправления. Похожую бумажную карту выдавала компания Western Union, а также, вероятно, и другие американские транспортные компании. Некоторые клиенты American Express получали еще одну карту — на скидку 50% по сравнению с обычными тарифами. Эти карты были картонными.

В конце 50-х годон XX в. произошли серьезные перемены на рынке платежных карт Соединенных Штатов. Появилось три крупных проекта: новые карты оплаты Carte Blanche гостиничной компании Hilton: карты гиганта рынка дорожных чеков American Express и кредитная карта BankAmericard ведущего американского банка Bank of America. Все проекты осуществлены в 1958 году.

После появления платежных карт в первой половине 50-х компания American Express собиралась ввести их для своих постоянных клиентов (предпринимателей, менеджеров и богатых туристов). С помощью карт она хотела расширить предложение дорожных чеков и денежных переводов. В 1951 г. American Express продала дорожных чеков на6,5 млрд долл. и занимала 70% американского рынка.

В мае 1956г. вице-президент American Express Роберт Таунсенд на деловом обеде с Бельмонтом Таубином, директором компании Diners Club, узнал, что Ральф Шнейдер и Альфред Блумингдейл (каждому принадлежало по 1/3 всех акций Diners Cluh International, а остальное обращалось на бирже) с удовольствием обменяли бы свои доли на акции American Express. В то время у Diners Club было 250 тыс. членов, оборот почти 60 млн долл. и прибыль до налогообложении 2 млн долл.

Компания American Express проанализировала, что ей принесло бы введение карт оплаты по образцу Diners Club. При быстром запуске собственной карты через несколько месяцев можно привлечь примерно 25 тыс. клиентов. Расходы за первые шесть месяцев составили бы 150 тыс. долл., а убытки за первый год — примерно 390 тыс. долл. На второй год должна была появиться прибыль, а через четыре года все инвестиции окупится, и карта будет приносить прибыль. Эксперты советовали не покупать Diners Club, а если и делать это, то только в качестве инвестирования средств. Руководство компании сомневалось.

Между тем American Express получила еще одно предложение — выпускать карты компаний Trip-Charge или Signet Club. В конце концов American Express заказала компании Robert Heller 8с Associates из Кливленда независиме исследование, которое должно было оценить преимущества и недостатки введения платежных карт. Эксперты рекомендовали не выдавать платежные карты. Помимо прочего они предсказывали негативные последствия для продажи дорожных чеков через Американскую автомобильную ассоциацию — крупнейшего дистрибьютора дорожных чеков American Express, которая и сама собиралась выпускать кредитные карты.

В 1957г. прибыль увеличилась, количество клиентов Diners Club возросло до -400 тыс. и компания вышла на рынок туризма и развлечений через дочернюю фирму Plannet Travel Ltd.. которая была образована после покупки карты Trip-Charge, от которой отказалась American Express. Так у American Express появился конкурент на ее же рынке. Но как ни странно, 11 июня 1957 г. Блумингдейл снова попросил президента American Express о встрече и предложил ему акции своей компании. Руководство Diners Club, конечно же, понимало, что позиции компании на рынке очень выгодные, но в то же время сознавало и риск: если компания будет расширяться по всему миру, ей придется конкурировать с дорожными чеками American Express или Thomas Cook.

Через несколько дней президент Diners Club Шней-дер сообщил членам нью-йоркского общества специалистов по ценным бумагам о блестящих перспективах компании. Она привлекла 460 тыс. клиентов, карты принимают в 10 тыс. торговых точек, а ее оборот за июнь составил 7 млн долл., причем за год планировалось достичь оборота 90 млн. Он также заметил, что в этом секторе вообще нет конкурентов. Никакая другая карта не предлагает столько возможностей оплаты, ни у кого не было столько клиентов. В июне 1957 г. совет директоров American Express снова рассматривал предложение о покупке компании Diners Club. Из-за правил консолидации нужно было купить хотя бы 80% акций, стоимостью примерно 20 млн долл. Инвестиции были слишком большими, и предложение было отклонено с оговоркой - если будет предложена более выгодная цена, совет директоров снова рассмотрит предложение.

Осенью снова появилось предложение выдавать карты American Express через Franklin National Bank. Он уже выдавал кредитные карты для Gourmet Credit Card, которые предлагались одноименным элитным журналом для гурманов, и несколькими небольшими банками. Клиент приобретал карту за 10долл.. из них 3,3 долл. получал банк за использование своего ноу-хау и своих технологии. Однако в это время руководству American Express начали поступать тревожные сведения. что клиенты компании хотят пользоваться картами Diners Club во время зарубежных поездок, что могло поставить под угрозу прибыльную торговлю дорожными чеками. Опасения потерять рынок раздавались в первую очередь из европейских отделений. Поэтому руководство American Express возобновило переговоры.

В начале 1958г. наступил перелом. 3 февраля Боб Me-тьюс, руководитель департамента денежных переводов. получил задание разработать кредитную карту American Express. Метьюс учел горький опыт конкурентов и одной из его целей было создать критическую массу клиентов и торговых точек еще до выхода на рынок. Благодаря портфелю состоятельных клиентов American Express, обширной сети бюро путешествий и нескольким десяткам тысяч гостиниц и торговых точек, которые принимали дорожные чеки, проблем не ожидалось.

Кроме того, American Express удалось купить кредитную карту Universal Travelcard, принадлежавшую Американской ассоциации гостиниц. Ее принимала обширная сеть американских отелей, а значит — часть рынка путешествий и развлечений, на котором специализировалась American Express. Gourmet Club Universal it Universal Travel Club принесли ей более 100 тыс. новых клиентов. Кроме того, было быстро привлечено множество клиентов из числа постоянных заказчиков.

Первые карты American Express выпуст ила 1 октября 1958г. Они были бумажными и фиолетового цвета, как и дорожные чеки American Express того времени. Через год из соображений безопасности были введены пластиковые карты, которые было сложнее подделать и которые вместе с нмпринтерами (которые в Amex называли «валидаторами») ускорили оплату. Ежегодная комиссия за карту составляла б долл., т.е. на 1 долл. больше, чем у карты Diners Club: так American Express хотела подчеркнуть свое престижное положение в секторе деловых поездок и путешествий и представить карту на рынке как элитный продукт.

American Express хорошо подготовилась к выходу своей платежной карты на рынок. Была создана сеть» в которую входили 17,5 тыс. гостиниц, магазинов и ресторанов, где принимали карту, а еще через четыре года сеть разрослась до 80 тыс. торговых точек. Первой стал ресторан e Olde Chop House в Нью-Йорке. Комиссия, которую должны были платить торговые точки, была гораздо меньше, чем по картам конкурента Diners Club (3—4% вместо 1-7%).

Успех новой карты был впечатляющим: в первый год платежную карту American Express использовало более 253 тыс. клиентов. К концу 1960 г. это число увеличилось до 750 тыс.. количество торговых точек достигло 50 тыс.. а оборот превысил 500 млн долл. Через три года держателей карт стало больше 1 млн. а карты принимались в 85 тыс. торговых точек в Соединенных Штатах и за их пределами. Среди них были и 25 авиакомпаний, которые ранее бойкотировали карты сектора туризма и развлечений. Однако серьезной трудностью стало неумение управлять кредитным риском, и поэтому в течение четырех лет проект был убыточным из-за непогашенных кредитов. В 1960-1961 гг. кредитные карты даже хотели продать компании Diners Club. Но American Express наняла Джорджа Уотерса. которого позже назвали «Father of the Card»» («Отец карты-). Он изменил некоторые процессы: усилил давление на неплательщиков и повысил размер комиссии за выдачу карты более чем в два раза. Небольшую прибыль платежная карга принесла только в 1962 г.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс.Метрика
Top